22 сентября 2017 г. 16:32 Просмотров: 11645

Шейх С. Рухайли: При каких условиях дозволено купить дом в рассрочку у банка

Вопрос: “Да воздаст вам Аллах благом! Допустим, кто-то хочет купить дом стоимостью в €100 тыс., в связи с чем обращается в банк. Банк, в свою очередь, предлагает следующую схему: они выкупают эту недвижимость, и после того, как она переходит в собственность банка, продают ему ее в рассрочку за €140 тыс. с ежемесячной выплатой в €3000. Разрешается ли подобный вид продажи?”.

Ответ: “Мнения учёных в этом вопросе разделились. Подобная сделка называется взаимным обещанием, при которой человек обращается в банк, который не является владельцем недвижимости и не думает о его покупке. Человек говорит: «Я хочу приобрести дом, но у меня нет наличных, поэтому я хочу купить его в рассрочку. Дом находится в таком-то квартале, и цена его такая-то».

Банк ему отвечает: «Мы купим этот дом, а потом продадим его тебе в рассрочку». Большинство учёных (джумхур) считают, что подобный вид сделки разрешён с соблюдением правил, которые я приведу ниже. Некоторые же учёные говорят, что это не разрешается, т.к. такой вид сделки ведет к лихве (риба), либо же является одной из разновидностей лихвы, т.к. купля-продажа товара подобным образом в действительности является предлогом для лихвы.

Однако, правильным является мнение большинства ученых (джумхур) при условии соблюдения определённых правил. К этим правилам относится:

  • Банк может продать дом клиенту в рассрочку только после того, как станет его полноценным владельцем.
  • После того, как банк купил эту недвижимость, у покупателя должно оставаться право выбора — купить её у банка или нет.

Отсюда становится ясно, что не разрешается заключать договор о купле-продаже с банком, пока банк не приобретёт полностью недвижимость. Также не разрешается, чтобы покупатель давал банку задаток за эту сделку, пока банк не выкупил полностью этот дом на свое имя.

Также до того, как банк купит дом, не дозволено покупателю подписывать договор, в котором он обязуется купить этот дом у банка.

Таким образом, человек не выступает в роли покупателя, подписывающего договор или обязующегося купить у банка что-то, а выступает в роли уведомителя о доме [его цене, местоположении] и о своем состоянии [что у него нет всей суммы, но он намерен купить в рассрочку этот дом, если банк станет его владельцем и продаст ему его].

Затем банк покупает этот дом и говорит покупателю: “Мы купили эту недвижимость, и она перешла полностью в нашу собственность. Если ты желаешь, мы продадим тебе эту квартиру в рассрочку. Если же нет, то мы продадим ее кому-то другому”.

Если покупатель ответит: “Да, я хочу эту квартиру. Продайте ее мне”, то сделка действительна, и нет в ней запрета согласно более достоверного мнения учёных.


Шейх Сулейман Рухайли (да хранит его Аллах)

Подготовил: Рамин Муталлим

Корректура: Sunna-Portal.com

2/1/1439 г.х. = 22/9/2017 г.г.

    ВОПРОС

    Ассаламу алайкум ва рахматуллах. Если есть возможность, ответьте пожалуйста на эти вопросы. 1) В одной книге по фикху сказано: “Если мусульманин, слушая пение под музыку, или, видя какое-либо недозволенное действие, выразит свое восхищение, то тут же потеряет веру.” Верно ли это? Здесь слово “Восхищение” – получать удовольствие, кайфовать ? Если да, то как быть тем кто танцует под музыку на свадьбах и т.д.? Они потеряли веру? 2) Как вы относитесь к тому что, некоторые люди обвиняют в заблуждении имама Абу Ханифу (р) и его мазхаба и считают что в Исламе 3 (!) мазхаба? И приводят какие то доводы… я имею ввиду Артёма и сайт [Удалено цензурой Sunna.Press]. 3) Все мы знаем из хадисов что сглаз истина. Если человек не верит в сглаз, то что? 4) Недавно я нашел книгу под названием [Удалено цензурой Sunna.Press] на другом языке. Если переводить одну из строк то получится (дословный перевод) : “Эта книга рекомендуется преподавателям и студентам специальных образовательных учреждений , которые заинтересованы в … атеизме.” Короче, книга противоположна нашим исламским книгам и его написали “атеисты для атеистов”. Мне сжечь эту книгу? В книге приводятся перевод смыслов некоторых аятов Корана . 5) Насколько я знаю, ставки на спорт запрещено (букмекерские конторы). Потому что это азартно. Вопрос: Это запрещено только потому что это азартная игра? или есть какие то другие причины (кроме того, что это азартно, пустое трата времени…)?

    Уа аляйкум ассаляму уа рахматуллахи уа баракятух    1) Нет, восхищаться или получать удовольствие от музыки или чего-либо другого запретного является грехом и не выводит сразу же из Ислама. Этот человек совершил грех, и ему следует сделать наставление, чтобы он сторонился подобных греховных вещей и работал над собой, над своей душой. Мы отличаемся от хариджитов и мутазилитов тем, что не выводим сразу же человека из Ислама за большие грехи, пока он не будет считать их дозволенными, пока до него не будут донесены ясные доказательства и не будут подняты другие сомнения, препятствующие тому, чтобы назвать человека неверующим. Это относится ко всем мусульманам, как к правителю, так и к подчиненным.    2) Это ошибочное мнение. Абу Ханифа - один из наших учёных, и нельзя выводить его из религии или считать его заблудшим. Он является ученым ахли-Сунны валь-Джамаа. Да, у него были некоторые ошибки, так же, как и у других ученых, которые ошибались в своем иджтихаде (решении вопросов). Однако, эти ошибки не выводят ученых из религии или из ахли-Сунны валь-Джамаа, тем более, таких больших ученых, как Абу Ханифа. Он является нашим ученым, мы принимаем его школу как мазхаб и относимся к ней с уважением. Не следует слушать различных заблудших личностей.    3) Мы знаем, что сглаз - это истина. Однако, если кто-то не верит в сглаз, то это, возможно, из-за его невежества. Бывает, что человек вместе с идолами, волшебством, порчей и другими вещами по незнанию начинает отрицать также и сглаз. Однако, впоследствии таким людям становится ясно, что сглаз есть и является истиной. Просто этому человеку следует сделать наставление и объяснить, что сглаз есть, что об этом сообщил нам посланник Аллаха и т.д.    4) Конечно, вам не следует держать эту книгу дома, а следует сжечь её.    5) Нет сомнений, что азартные игры запрещены по великой мудрости Аллаха, и как сказал Ибн Кайим, - в повелениях и запретах Аллаха и Его посланника заключается не одна причина, а множество причин и большая мудрость.

    Гамет Сулейманов